Что такое политический рейтинг? Можно многое говорить об этом понятии, но определить объективность существующего на настоящий момент рейтинга практически невозможно. Вернее, можно с уверенностью сказать, что рейтинг этот — показатель крайне условный, не отражающий реальных предпочтений населения.
Рейтинг в политике строится на результатах опросов населения и на мнении экспертов. Но главным лицом в данном вопросе является, конечно же, избиратель. По какому критерию избиратель определяет свои предпочтения? В большинстве случаев он просто-напросто голосует за известного человека, порой даже невзирая на то, что тот не выполняет своих обещаний уже который год. Нередко выбор идет по принципу: из двух зол выбираем меньшее. Таким образом, если политический рейтинг в Нижнем Новгороде, например, на первое место с большим отрывом ставит кандидатуру А, то это может означать лишь то, что кандидатуры В и С вовсе никуда не годятся.
Важно создать условия для таких выборов, на которых население могло бы оценивать кандидатов не по личным качествам, а по динамике его работы. Что же происходит у нас? В России избирательная компания – это масштабная шокирующая рекламная и антирекламная акция со множеством запрещенных приемов давления на избирателя. В этом можно убедиться, если попытаться беспристрастно оценить последние нижегородские новости в течение пары месяцев перед выборами. Мало кому из избирателей удается не поддаться на давление этой шумихи и попробовать объективно оценить параметры каждого кандидата. Выборы становятся соревнованием административных ресурсов. В итоге мы получаем депутатов, которые практически все время своей законотворческой работы заняты выяснением отношений и тут же забывают все свои обещания, при этом с успехом выдвигая свою кандидатуру на следующий срок.
Неплохими критериями деятельности государства руководствуется ООН. Их основные параметры оценки – усредненный доход на душу населения, показатель продолжительности жизни, а также грамотность жителей. И было бы оптимальным решение о досрочном переизбрании президента в случае, когда, например, уровень жизни падает на определенный процент от исходного. То же может относиться и к руководителям регионов и глав местного самоуправления. Так, если новости города Бор неутешительны относительно показателей рождаемости и смертности, а объективный уровень жизни в городе достоверно ниже общеобластного, то это должно стать сигналом к переизбранию мэра.
Можно не соглашаться с перечисленными выше критериями, называя их упрощенными. Но, пожалуй, они в настоящий момент гораздо более перспективны, чем существующий порядок избрания.