Как известно, в недалеком прошлом Дмитрий Медведев, ныне премьер-министр РФ возмутился качеством связи, предоставляемом операторами связи в Москве и обязал их срочно начать совершенствовать оборудование и технологии. С тех пор Роскомнадзор уже дважды провел проверку сетей по специально составленному списку критериев, и заключил, что качество связи повысилось. Однако заметили ли это абоненты?
По всей вероятности нет, потому как, по заявлению Вадима Ампелонского, сотрудника Роскомнадзора, количество жалоб на качество связи, поступающих в ведомство, по сравнению с прошлым годом практически не уменьшилось. Так, суммарно за 2013 год в Роскомнадзор поступило 14500 жалоб от недовольных абонентов, а за первое полугодие 2014 года в ведомстве накопилось уже 6500 гневных заявлений клиентов сотовых сетей. Данный факт, по мнению Ампелонского, красноречиво свидетельствует о том, что проблема с качеством мобильной связи, хоть и немного разрешилась, все равно еще очень остра. Операторам, пожалуй, лучше отвлечься ненадолго от ваяния новых супер выгодных безлимитных тарифов и заняться столь же (если не более) важным вопросом, а именно — развитием сетей.
В начале июня специальная правительственная комиссия под руководством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича обсуждала вопрос повышения качества связи. По словам заместителя главы Роскомнадзора Олега Иванова, комиссия вынесла два решения, зафиксированных в протоколе собрания – обязать Министерство связи и массовых коммуникаций разработать к концу третьего квартала текущего года новую методику оценки качества работы операторов связи, а Роскомнадзор усовершенствовать систему мониторинга связи. При этом официальный представитель вице-премьера Алла Самигуллина подтвердила, что данный вопрос на самом деле обсуждался, однако с протоколом заседания она не ознакомлена.
По словам Ивановой Роскомнадзор уже разработал методику оценки качества и направил ее в Минкомсвязи. В том же, что касается системы мониторинга, то в настоящий момент по поручению Роскомнадзора ряд компаний занимаются разработкой приборов, которые смогут оценивать различные параметры качества передачи сигнала одновременно по нескольким операторам. Важно отметить, что эти самые компании занимаются разработкой оборудования бесплатно.
В планах Роскомнадзора, по договоренности с местными властями, установка данного оборудования на объекты муниципального транспорта города, в том числе машины скорой помощи и полицейские автомобили. Приборы будут осуществлять замеры качества сигнала и передавать информацию о качестве на сервер радиочастотной службой, целью которой в данной момент является создание интерфейса для удобного отображения данных замеров на городских картах. Карты же, в свою очередь, будут размещаться на специальном портале, а, возможно, даже встроены в мобильное приложение. Таким образом, абоненты смогут всегда быть в курсе качество связи различных операторов. «Это будет что-то вроде карты пробок на «Яндекс.Картах», только информация будет другого рода» – рассказывает Иванов. Кроме того, чиновник отмечает, что уже к концу года данная система замеров заработает в 8 городах. Средства на реализацию проекта будут поставлять из государственного бюджета.
Статистика, представленная Роскомнадзором, что интересно, идет в разрез с мнениями операторов «большой тройки», уверенных в качестве поставляемых услуг. Представители сотовых компаний убеждены, что ведомство при подсчете жалоб учитывает жалобы на почтовые услуги. Однако Роскомнадзор данную информацию отрицает, отмечая при этом, что ситуация с почтой с прошлого года получила более существенный положительный сдвиг, чем проблема с качеством мобильных опций.
Тем менее, представитель МТС Дмитрий Солодовников утверждает, что в первом квартале текущего года клиенты жаловались оператору на качество поставляемых опций на 42% реже, чем в первом квартале 2013 года.
Пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» Анна Айбашева также сообщает, что число обращений по вопросам качества связи в центр поддержки клиентов за первое полугодие 2014 года сократилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год.
Оба пресс-секретаря при этом утверждают, что данная ситуация вполне закономерна, ведь в прошлом году компании очень активно занимались строительством сетей и увеличением пропускной способности, особенно в Московском регионе, а потому представителей операторов удивляет статистика Роскомнадзора.
Однако Солодовников отмечает, что компания «Мобильные ТелеСистемы» не меньше госструктур заинтересована в увеличении качества связи, а потому инвестиции в развитие сетей и наращивание пропускной способности будут продолжать активно выделяться. Кроме того, пресс-секретарь, как и другие представители «большой тройки» говорят о поддержке идее создания единой системы мониторинга качества.
При этом Анна Айбашева уточняет, что параметры должны быть одновременно и важными, и простыми, которые будут понятны для рядового абонента.
Олеся Еременко, представитель Мегафон, отмечает, что единые стандарты должны быть, однако убеждена, что операторы должны принять участие в создании этой системы.