Телефонные станции приобрели повсеместное распространение, в том числе для работы малого и среднего бизнеса. Сначала был заметен значительный ажиотаж, но постепенно ситуация успокоилась, позволяя по результатам исследований оценить характерные преимущества или недочеты работы с облачными или локальными АТС для небольших компаний. Для подходящего выбора мы остановим свое внимание на пяти основных критериях.
Общие расходы на покупку и содержание Oktell АТС
Конечно, предложенные тарифы вендоров облачных АТС могут быть довольно заманчивыми, учитывая ограниченный бюджет небольших компаний. В частности, для покупки локальной АТС на 75 пользователей на американском рынке понадобятся инвестиции порядка $75 тысяч. Конечно, затраты при работе с облачной АТС значительно меньше – в среднем 22.5 тысячи долларов. Но ведь расходы не ограничиваются только самой покупкой АТС. Ведь важно долгосрочное планирование работы компании с расчетом всей стоимости АТС на весь срок работы с ней.
При таком расчете локальные АТС выходят гораздо рациональнее. Пусть в первый год работы облачная АТС гораздо выгоднее за счет экономии на необходимом программном и аппаратном обеспечении. Но уже во второй год работы расходы на облачную или локальную АТС обычно оказываются на одном уровне. В начале третьего года затраты на облачную АТС начинают превышать локальную. При работе с локальной АТС необходимы сначала высокие первоначальные затраты, но нужны они не только при внедрении. В дальнейшем работа будет сопровождаться лишь минимальными затратами.
Изначально предложения вендоров по работе с облачными АТС могут оказаться очень заманчивыми. Но в долгосрочной перспективе более рациональна покупка стационарной АТС, которая начнет окупать себя уже спустя два года.
Усредненные или персонализированные функции выбранной АТС
Рассмотрим ситуацию, когда не требуется долгосрочное планирование расходов и при этом возможности облачных и локальных АТС одинаковы. Но всё же существует определенная разница – стандартные функции облачных систем. Ведь при работе с облачными АТС пользователь не может менять предложенные функции и пакет услуг.
В итоге функционал облачных АТС может не соответствовать некоторым требованиям пользователей. Им могут быть необходимы переадресация и голосовое меню, однако конференции окажутся лишними. Но ведь конференции являются частью пакета услуг – отказаться от них не удастся. В итоге складывается ситуация, когда нужно переплачивать за ненужные функции, или не хватает определенных возможностей. Стационарная АТС может легко настраиваться, в зависимости от нужных функций, с предоставлением полного контроля.
Простота кастомизации выбранной АТС
Корпоративная АТС может интегрироваться с информационными системами – в том числе с локальной CRM и сервисом автоматизированного обзвона. Системный администратор получает весь контроль над АТС с гибкой настройкой. Подобной возможности при работе с облачной АТС не предвидится – она находится под контролем вендора. В своих рекламных кампаниях вендоры могут рассказывать о полном доступе для пользователей с гибкой настройкой. Но они не готовы изменять и расширять функции только ради единичного пользователя. В своей работе вендоры придерживаются усредненных решений для пользователей. Хотя иногда они готовы внести доработки, но это влечет за собой дополнительные затраты.
Удобство работы и функции для пользователей АТС
Вендоры с уверенностью добавляют – пользователи не ощущают особенной разницы по сравнению с облачной и стационарной АТС, поддерживая аналогичную скорость и качество. В теории такая вероятность сохраняется. Но на практике ситуация другая – расширение количества пользователей, усложнение инфраструктуры, переезд компании и другие факторы могут приводить к проблемам приоретизации трафика в работе с облачными станциями.
Локальная сеть сохраняет для администратора простоту приоретизации трафика без особых затрат. Просто нужно использовать эту функцию, предусмотренную для коммутаторов. При работе с облачными станциями вендоры предложат Session Border Controller – контроллер, обеспечивающий приоретизацию трафика VoIP. Но это вновь влечет расходы – контроллер стоит несколько тысяч долларов и приводит к усложнению инфраструктуры.
Локальная АТС дарит специалисту возможность полностью контролировать VoIP АТС вместе с путем прохождения трафика. При работе с облачной АТС основной функционал и настройка системы недоступны для технического специалиста компании.
Техническая поддержка для работы с АТС
Вендоры могут постоянно настаивать на профессионале своей технической поддержки, которая готова просветить всю информацию про монтаж, настройку и дальнейший сервис предложенных систем. Но часто малые и средние компании сталкиваются с характерными IT-задачами, которые могут решаться лишь с привлечением системного администратора. Среди таких задач – борьба с вирусами, поддержка пользователей, резервного копирования, 1C, применение принтеров и другие функции.
В результате возникает ситуация, когда всё равно нужно приглашать технического специалиста в штат. При этом часть задач решает он, а часть отводится поддержке вендора облачной АТС. И владелец компании вынужден платить сразу двум сторонам – вряд ли такой подход можно считать рациональной инвестицией.
Опыт и статистика позволяют подтвердить – передача IT системы на аутсорсинг вендору часто не становятся выгодными для малых и средних компаний. Ведь система контролируется вендором, поэтому компания будет зависеть от него. При этом вендоры могут внести доработки или дополнительные настройки своих типовых решений – но вновь нужны дополнительные расходы, которые превышают затраты на привлечение технического специалиста штат или для периодического выполнения работ.