Недавно в нижегородском бизнес-журнале вышла статья про SEO в Нижнем Новгороде. Наша компания выступила в качестве экспертов.
Продвижение и оптимизация сайтов в поисковых системах эффективны и доступны каждому, но актуальны не для всех. Быстро набирая обороты, SEO планомерно укрепляет свои позиции и в Нижегородском виртуальном пространстве.
В России по-прежнему встречают по одежке. А сайт компании — это даже не «одежка, а полноценное лицо. От его чистоты, легкости, оригинальности и простоты зависит популярность его обладателя. Но недостаточно лишь создать ресурс, нужно сделать его посещаемым, иначе смысл в содержании сайта пропадает. Существует множество способов „раскрутки“ сайта в целях большей посещаемости, в их числе банерная реклама, спам-реклама (считается незаконной) и оптимизация сайта под поисковые системы, которая, по мнению экспертов, является наиболее эффективной.
Представьте, что вам нужно найти сайт фирмы, продающей запчасти к японским мотороллерам. Вы набираете в поисковой системе (ПС) „Запчасти к японским мотороллерам“ и получаете 500 сайтов (по 10 сайтов на одной странице), где встречаются эти слова, причем как в сочетании, так и по одному. В их числе могут быть сайты фирм-производителей, дистрибьюторов, а также ресурсы, в контексте которых встречаются слова „запчасти“, „Япония“ и „мотороллер“. Причем их деятельность может быть никак не связанна с продажами. Выбрать нужный сайт становится проблематично.
— Пользователь обычно довольствуется первой десяткой сайтов. Обращение ко второй практикуется не более чем в 30% случаев, а к третей и далее — не более 1%, — говорит технический директор ООО „Р-Смайл“ Павел Шумилов.
Что такое SEO
SEO (Search Engine Optimization) — это профессиональная деятельность по усовершенствованию веб-страниц для повышения рейтинга сайта в поисковых системах. Говоря простым языком, SEO-специалист может сделать так, что потенциальный клиент, задав сочетание слов или ключевое слово в ПС (Yandex, Rambler, Mail, Google и др.), в первой десятке увидит сайт именно вашей компании.
Для достижения этой цели применяется несколько способов. Основной — это создание страниц с оптимальной структурой и информационным наполнением, корректным подбором ключевых слов и эффективным описанием, и названием страниц.
— Способы оптимизации сайта можно поделить на две группы, — поясняет директор ООО „Штрих“ Максим Медведев. — Это продвижение ресурса в „ТОП-10“ поисковых систем и комплексное продвижение, которое ориентированно на увеличение таких характеристик, как посещаемость. Оба варианта включают в себя доскональную работу по оптимизации текстового наполнения под необходимые ключевые запросы и оптимизацию программной части, когда в теги страниц прописываются определенные поисковые запросы, оптимизируются адреса и прорабатывается структура. Все это необходимо для качественной индексации ресурса поисковыми системами.
По мнению директора компании ООО „МК „БРЭНД“ Игоря Донченко, текст должен быть уникальным и соответствовать плотности сайта. „Перебор“ с ключевыми словами может сказаться на случайной посещаемости, и ресурс будет приравнен к спаму. Однако работы только с текстом будет мало, тем более, что это не единственный показатель оптимизации. „Постоянное контекстное наполнение и обновление как оптимизация — это миф о пассивном продвижение, — считает Игорь Донченко. — Есть сайты, которые годами не обновляются, но за счет других факторов в поисковике они остаются в первой десятке“.
Доверие и популярность
Поднятие сайта в топ и поддержание на первой странице в поисковике — дело непростое и требует постоянного внимания. Одни компании, поняв, что продвижение в поисковых системах позитивно влияет на развитие бизнеса, охотно пользуются услугами профессионалов; другие — нанимают SEO-специалиста в штат; третьи — считают, что, создав однажды сайт, не стоит заботиться об удобстве доступа к нему; а четвертые — вообще сомневаются в эффективности оптимизации. Однако, „раскрутив“ сайт в поисковых системах, компания получает гарантию, что ресурс попадет в поле зрения потенциальных клиентов. Процент перехода из ПС на сайт может быть увеличен еще и за счет скорости открытия сайта. Практика показывает, что пользователь, получив результаты поиска в ПС, одновременно открывает сразу несколько страниц и просматривает в порядке их фактического открытия. До „тяжелых“ сайтов дело может вообще не дойти.
По мнению Павла Шумилова, наибольшее количество желающих „продвинуть“ свой ресурс наблюдается в сфере недвижимости, авто-, гостиничного и ресторанного бизнеса. А по словам генерального директора интернет-компании „Р52.РУ“ Алексея Ряжкина, заинтересованность в SEO встречается абсолютно в любой сфере бизнеса и зависит от того, насколько фирма зависима от Интернет-рекламы.
— Чтобы продвинуть сайт, нужно работать над двумя факторами, — говорит Игорь Донченко. — Внутренним — работой с текстом, и внешним — ссылочной оптимизацией. Они должны находиться в определенном балансе. Сейчас очевидна тенденция смещения акцента в ссылочную оптимизацию, и даже оптимизация текстового наполнения, которая еще недавно давала неплохой эффект, отходит на второй план.
По словам Максима Медведева, срок оптимизации и продвижения зависит от особенностей поисковых систем и популярности того или иного запроса по существующему товару или услуге на сайте. „Продвинуть ресурс в ПС Google намного проще и быстрее, чем в „Яндексе“ и „Рамблере“, — считает Павел Шумилов. — А новый ресурс оптимизировать сложнее и дольше, чем давно существующий“. Максим Медведев считает, что срок продвижения сайта в нижегородской сети составляет не более двух месяцев, а по России — более трех. Такого же мнения придерживаются и другие эксперты.
Павел Шумилов уверен, что сайты компаний, занимающихся популярными видами деятельности, например: пластиковыми окнами, недвижимостью, мобильными телефонами и др. — „поднять“ тяжело, но возможно. «В любом случае, если с „раскрученным“ сайтом постоянно не работать, то больше месяца он в лидерах рейтинга не продержится. При менее популярном товаре в условиях среднего запроса ресурс может держаться в первой десятке два-три месяца“, — комментирует эксперт.
По словам Максима Медведева, кроме «белых» способов продвижения зачастую в ход идут некорректные «черные» методы. Использование некорректных методов оптимизации, например, размещение невидимого текста на странице, называется «поисковым спамом» и запрещено правилами поисковиков. И если ПС уличит вас в применении таких запрещенных приемов, то сайт будет исключен из поиска этой системы.
По словам маркетолога завода «Промавто» Михаила Амбарова, продвижение сайта дает значительный финансовый эффект. После поднятия в рейтинге посещаемость их ресурса увеличилась, а количество звонков в фирму по итогам просмотра сайта составило около 80% от общего объема обращений. Сейчас «Промавто» ежемесячно расходует на оптимизацию 35 000–44 000 рублей.
— Первые результаты оптимизации мы увидели уже в течение первого месяца с момента начала работ и остались довольны, — говорит заместитель директора по развитию НОУ «Лингва Сервис Центр“ Анастасия Полозова. — Интернет является одним из основных источников информации о наших услугах, и очень важно, чтобы сайт было легко найти. За первый квартал 2008 года через Интернет о нашей компании узнало 30% новых клиентов».
— SEO актуально не для всех, — считает генеральный директор компании RankMaster (Москва) Константин Дубровин. — Например, компаниям, которых на российском рынке считанные единицы, и они производят редкий продукт или услуги для ограниченного круга клиентов и известны в определенных сферах, поисковая оптимизация ни к чему.
Рынок «раскрутки»
Жесткой конкуренции SEO-компании не испытывают, так как нижегородский рынок еще не сформировался. По словам Павла Шумилова, в Нижнем Новгороде около 30 компаний, предлагающих SEO-услуги, однако настоящих профессионалов всего около десятка.
По мнению же Алексея Ряжкина, в Нижнем Новгороде профессионалов SEO не более пяти. Чаще всего этим полупрофессионально занимаются дизайн-студии, разрабатывающие сайты. Кроме того, создать сайт и в виртуальном пространстве представить себя в качестве веб-дизайнера или профессионального оптимизатора доступно каждому. Такие «профи» могут работать по одиночке или в паре на дому. Отличить их можно по координатам, указанным на их сайте (при работе дома, как правило, городской телефон не выставляется в контактах) и наличию портфолио.
— Среди игроков нижегородского рынка SEO-услуг встречаются и московские компании, которые пытаются расширить свою сферу влияния и на регионы. Их расценки на продвижение превышают нижегородские на 10–20%, — дополняет Игорь Донченко.
— Продвижением могут заниматься не только специализированные организации. Существуют программы для непрофессионалов, правильно используя которую, можно добиться желаемого результата. Стоимость такого лицензионного продукта составляет не менее 12 000 рублей. Но эта программа не универсальна и в неумелых руках может привести к печальным последствиям. Например, по незнанию можно снизить количество бесплатных ссылок, и, обратившись потом к специалистам, придется дополнительно платить за их устранение; либо непрофессионал может «переборщить» с бесплатными ссылками, и сайт попадет в бан-лист, — утверждает Игорь Донченко.
По оценке Максима Медведева, оптимизация и поддержка сайта в нашем регионе может стоить от 4 000 до 10 000 рублей в месяц. Кроме того, стоимость услуг напрямую зависит от конкуренции в ПС по запросам, связанным с предлагаемыми ресурсом продуктами. В некоторых случаях бюджет может быть намного больше. По мнению Игоря Донченко, высокая стоимость услуг не всегда является показателем качественной работы. В некоторых случаях, от недостатка знаний и опыта, новички специально завышают цену, тем самым страхуя себя от излишних затрат и создавая иллюзию «цена—качество». В то же время другие новички, стремясь получить опыт и хорошее портфолио, берутся за любую, даже плохо оплачиваемую работу.
Алексей Ряжкин считает, что стать хорошим оптимизатором можно таким же способом, как и стать хорошим водителем — постоянно практикуясь и совершенствуя мастерство. В Нижнем Новгороде уже начали появляться обучающие курсы SEO. Но качество обучения вызывает сомнение, так как теоретически обучить практическим методам сложно, и знания по оптимизации все равно будут приобретаться с практикой. К тому же, технологии и Интернет развиваются настолько быстро, что за время формирования обучающих программ их данные могут серьезно устареть.
— Одним из эффективных способов получения знаний в этой области являются так называемые «профессиональные тусовки» — ни под какое другое определение это мероприятие не подходит, — продолжает Алексей Ряжкин. — Это встречи большинства региональных и столичных SEO-специалистов, на которых идет обмен мнениями и опытом в сфере Интернета и технологий продвижения.
— SEO-специалистом становится человек, который ставит перед собой задачу разобраться с алгоритмами поведения поисковых систем, — формулирует генеральный директор ООО «Агентство Бизнес Взлета» Наталия Корчагина. — Профессиональным SEO-специалистом может стать только хороший веб-мастер. Как и в любом деле, по книжкам можно стать лишь теоретиком. Как правило, это происходит после того, как человек, сделав свой первый сайт, обнаруживает, что посещаемость мала, и начинает разбираться с тем, откуда могут прийти посетители. В результате выясняется, что первые места в поисковых системах дают глобальное увеличение посещаемости сайта.
По мнению Константина Дубровина, чтобы создать нормальную SEO-фирму не обязательно брать компетентных людей, нужно отбирать кадры по отношению к работе и способности к самообучению; человек с правильным отношением к задачам в состоянии вырасти в суперпрофессионала. По словам Максима Медведева, количество профессионалов в Нижнем Новгороде постоянно растет. В Москве оптимизаторов уже более чем достаточно. Постепенно формируются фирмы, занимающиеся только продвижением. Но поскольку в большинстве случаев для оптимизации требуется работа по усовершенствованию ресурса, а иногда и по его полной переработке, от услуги разработки все равно никто не отстраняется.
— Сейчас очень сложно судить о спросе на данные услуги, — говорит Наталия Корчагина. — Количество людей, понявших суть продвижения в Интернете и испробовавших на своем ресурсе данные услуги, в России пока еще мало. Но с каждым годом их число увеличивается.
Развитие SEO обуславливается популярностью Интернета, увеличением числа пользователей и эффективностью поисковых систем (ПС). Интернет-продвижение — это достаточно «молодое» направление и со временем, возможно, станет более популярным и востребованным. Но, с другой стороны, если все будут продвигать свои сайты, конкуренция в поисковых системах возрастет, породит трудности и снизит стоимость услуг.
business-mag.nn.ru/new/?id=578